Тест-драйв первого электрокара бренда KIA - Soul EV

Тест-драйв Soul EV был проведен в Калифорнии не случайно. Во-первых, в калифорнийском городе Ирвайн расположен американский дизайн-центр корейской марки, открытый в 2008 году. Во-вторых, на северо-американский рынок корейцы делают особую ставку, и где как не на западном побережье с его мягким климатом проводить презентацию первого глобального электрокара марки KIA.

Но и без этого Orange County в Южной Калифорнии располагает к владению машинами на электротяге. Самый развитый и населенный штат буквально кишит электромобилями, на светофоре бок о бок беззвучно стоят две «теслы», Nissan Leaf и Fisker Karma здесь тоже никому не в диковинку, а немаленькие цены даже самых затрапезных электрокаров кажутся чем-то несущественным на фоне очень дорогой калифорнийской жизни.

Проще всего отличить электрический Soul от обычного по специальным цветовым сочетаниям: ярко-голубому с белым, белому с бирюзовым и черному с красным.

Калифорния, как выяснилось, просыпается рано. Я, страдая от смены часовых поясов и отправляясь на раннюю пробежку вдоль океана, был очень удивлен количеству автомобилей на улицах. Время 6:30, а по прибрежному авеню катит сплошной поток. Немало и тех, кто встал в такую рань ради занятия спортом.

Не чужд культ здорового образа жизни и KIA Soul второго поколения. Если символ второго поколения Soul - это хомяк, занявшийся фитнесом и сбросивший лишние килограммы, то символ электрического Soul EV – это тот же грызун, но вдобавок еще и севший на электрическую диету.

Еще одна особенность Soul EV - отсутствие лючка бензобака, который раньше был на левом заднем крыле. Разъемы для зарядки скрыты под накладкой на передке

Внешние отличия KIA Soul EV сведены к минимуму: воздухозаборник и противотуманные фары в переднем бампере стали меньше, а глухая накладка на месте радиаторной решетки, наоборот, увеличилась в размерах. За ней теперь скрыты разъемы для зарядки батареи, а с левого заднего крыла исчезла заливная горловина бензобака. Есть еще ряд незначительных отличий, таких как новые секции в передних фарах и задних фонарях, а также шильдики, указывающие на электрическую сущность автомобиля. Но проще всего отличить версию EV от обычных «соулов» по белым колесным дискам и трем новым цветовым сочетаниям. Покупая собираемый в Казахстане хэтчбек, цвет кузова приходится выбирать из 11 основных цветов плюс четырех комбинированных раскрасок. У электрического Soul вариантов всего три: ярко-голубой с белой крышей, белый с бирюзовой крышей и черный с красным.

Зарядка для KIA есть?

Количество разновидностей зарядных устройств для электромобилей намного меньше, чем для мобильных телефонов, однако и здесь пока нет единого стандарта. KIA Soul EV оборудован разъемом типа SAE J1772, позволяющим заряжать батарею переменным током от бытовой сети, а также разъемом CHAdeMO. Большинство электрокаров оснащено такими же зарядниками, но есть исключения. К примеру, Tesla имеет собственный стандарт разъемов. Поэтому перехватить зарядку владельцев других электромобилей может не получиться, лучше всегда возить кабель в багажнике.

Светодиодов в головной оптике стало еще больше

Пасть воздухозаборника на переднем бампере стала значительно скромнее

За увеличившейся в размерах накладкой на передке – разъемы для зарядки батареи. Открывается она так же, как лючок бензобака на обычных машинах – кнопкой в салоне или рычажком под капотом

Разъем поменьше – для заряда переменным током от бытовой сети, побольше – разъем стандарта CHAdeMO для экспресс-зарядки постоянным током

Надпись Soul на переднем крыле уступила место шильдику ECO Electric. Аналогичная табличка красуется и на двери багажника

На заводе электромобиль комплектуется шинами Nexen Nblue EV c пониженным сопротивлением качению

Получилось узнаваемо, но отнюдь не элегантно, расцветки обычного «Соула» мне нравятся больше, а в салоне белые вставки и вовсе отталкивают. Винить во всем надо экологию: панели интерьера сделаны из экологичных материалов, а панель приборов подсвечивается органическими светодиодами.

Экосалон

Развивать экологическую тему корейцы продолжили и в интерьере. Органические, а значит, еще бережнее расходующие энергию светодиоды в панели приборов, биопластик (изготовленный из сахарного тростника, целлюлозы и древесной муки), биоткани (также полученные из сахарного тростника и кукурузы), синтетическая кожа, а также экологически чистые краски. Так и хочется сказать: откусишь кусок торпедки и не отравишься.

Интерьер электрического хэтчбека в целом идентичен таковому в обычном KIA Soul, отличия лишь в материалах, цветовом оформлении, нескольких кнопках и функционале приборной панели

Голубая окантовка кресел и белые пластиковые накладки призваны подчеркнуть экологичность машины

Из-за размещенной под полом батареи в салоне стало теснее, однако, не поставив рядом обе машины, разницу ощутить сложно

На месте тахометра теперь, пожалуй, самая главная информация для водителя электрокара - запас хода

Расход энергии выводится в виде расстояния, которое машина прошла на одном киловатте. Мили - особенности американской версии

Экономия экономией, но подогрев сидений и руля никуда не делся

Селектор трансмиссии с виду ничем не отличается от обычного автомата, за исключением режима B, позволяющего накапливать энергию за счет торможения двигателем

Особенность климатической установки KIA Soul EV - режим Driver only, позволяющий экономить энергию, охлаждая или обогревая только водительскую зону

Вместо колонки с заправочным пистолетом на пиктограммах присутствует шнур и вилка. Привыкаем кататься на электромобилях

USB-разъем и аудиовходы есть на любом автомобиле, но в Soul EV они воспринимаются не так, как всегда. Кажется, сунь туда флешку, зараженную вирусом, и машина начнет глючить

Но чем мне Soul EV однозначно нравится больше, так это поведением на ходу. За счет электромотора с понижающим редуктором, инвертора и батареи с системой воздушного охлаждения хэтчбек стал на 200 с лишним килограммов тяжелее. При этом на ходу машина однозначно лучше бензиновых собратьев. Лучше стала плавность хода, а снизившийся за счет размещенной под днищем батареи центр тяжести позволяет машине легче вписываться в повороты и быть более стабильной на прямой. Да и в салоне стало потише, звук работы электромотора едва слышен. Общее впечатление - малыш Soul словно подрос и остепенился.

Расширенный борткомпьютер

Функционал мультимедийной системы электрического KIA Soul вызывает большой интерес, в особенности часть, касающаяся запаса хода и расхода энергии. Однако в Калифорнии можно было не переживать по поводу разряженной батареи. В какой-то момент я решил посмотреть, где находятся зарядные станции. Так вот, список насчитывал 163 зарядки в пределах досягаемости, три из которых были в радиусе четырех километров.

Еще один несомненный плюс электрификации - возросшая динамика разгона. Конечно, по паспорту 2-литровый «Соул» разгоняется быстрее: 10.4 секунды до сотни против 11.2 у электрического. Проигрыш обусловлен снижением динамики на скоростях под сотню, зато на городских скоростях электрический «Соул» пуляет не хуже горячих хэтчбеков. Впрочем, при 285 Нм, которые доступны с самого начала, такой результат неудивителен. Однако важнее не крутящий момент, который здесь в полтора раза больше, чем у бензинового аналога (2-литровый мотор выдает лишь 191 Нм), а управление ускорением. Очень удобно - сколько нажал, столько и получил. Разгон до 50 км/ч очень интенсивный, а после динамика начинает затухать. Правда, когда скорость переваливает за 100 км/ч, электрокар - откровенный овощ, скоростные хайвэи не его стихия.

Жертва электрификации

Если не брать в расчет значительно возросшую цену и сильно сократившийся запас хода, то самой большой жертвой перевода «Соула» на электрическую тягу стал багажник. Сократился объем, из подполья исчезло запасное колесо (его место заняла система охлаждения батареи), а вдобавок там поселилось зарядное устройство.

Уровень пола в багажнике заметно вырос...

... а из подполья исчезло запасное колесо

Штатное зарядное устройство состоит из блока питания и мотка толстенного кабеля...

... и хранится в органайзере под полом багажного отделения

И, наконец, главный вопрос: на сколько километров хватает батарейки и сколько стоит полный бак? По данным производителя, запас хода на полном заряде батареи емкостью 27 кВтˑч - 212 км. Согласно же тестам по стандарту EPA (Агентство по защите окружающей среды США), запас хода - 149 км. В начале теста бортовой компьютер показывал запас в 105 миль, то есть 168 км. Однако в действительности получилось и того меньше. Километров через 80 я и мой коллега поняли, что можем недотянуть до конца 110-километрового маршрута, и принялись всеми силами экономить электричество.

Ради безопасности пешеходов KIA Soul EV издает специальные звуки при скорости менее 20 км/ч и движении задним ходом

Селектор трансмиссии переведен в режим B, то есть Brake, который позволяет активно тормозить двигателем, рекуперируя энергию. Кондиционер тоже пришлось выключить, благо дело близилось к вечеру и с дневных 31 градуса температура упала до приятных 25. А будь в машине один водитель, климат-контроль можно было бы перевести в режим Driver Only, в котором электроника задействует только те воздуховоды, что обслуживают водителя, и чаще включает режим рециркуляции, экономя тем самым драгоценную энергию.

В конечном итоге наш средний расход энергии составил 3.7 мили на 1 киловатт (в общении с электромобилями придется привыкать оперировать не литрами топлива в баке, а киловаттами электричества в батарее), или около 5.9 километра. То есть теоретически полностью заправленная батарея на 27 кВтˑч позволила бы проехать за раз почти 160 км. Но тут следует помнить, что ради долголетия аккумулятора всегда должен оставаться запас хотя бы в 10 км.

Вот и получается, что в таких условиях вполне можно рассчитывать на 140–150 км, как значится в американской спецификации. Однако следует принимать в расчет, что такой расход KIA Soul EV продемонстрировал практически в идеальных условиях теплой Калифорнии, с ездой по полупустым пригородным дорогам и практически без перепада высот. Можно не сомневаться, что в суровых реалиях Казахстана запас хода будет меньше, только вопрос, насколько меньше.

А что с денежной экономией? По данным корейской компании, эквивалентный средний расход топлива, то есть приведенный к привычным литрам на сотню вместо миль на киловатты, на уровне 1.96 л/100 км в городском цикле и 2.56 в загородном. Электромобили традиционно не любят высокой скорости, поэтому трассовый режим у них более энергозатратный. Так вот, исходя из среднего значения 2.24 л/100 км выходит, что Soul EV в три раза экономичнее «Соула» с 2-литровым бензиновым мотором.

Заправка 27-киловаттной батареи по максимальному тарифу без учета потерь в Алматы стоит 657 тенге. Если отталкиваться от заводского запаса хода в 149 км, получается, что каждая сотня км будет обходиться в 440 тенге, то есть в 4.5 литра 92-го бензина. И правда заманчиво. Вот только вряд ли кто-то станет покупать дорогой электромобиль ради экономии. Это скорее имиджевая покупка, которая может заинтересовать правительство Казахстана в преддверии EXPO.

Подытожим

Что мы имеем в итоге? Если сравнивать с бензиновым Soul'ом, плюсы в лучшей городской динамике и ездовом комфорте, минусы - высокая цена и втрое меньший запас хода. Уменьшившимся запасом пространства в салоне (пол в электрическом Soul стал чуточку выше) можно пренебречь, а вот оценить имиджевую составляющую достаточно трудно. В Северной Америке без учета субсидий государства в размере $7 500 Soul EV стоит в среднем в 2 раза дороже обычного бензинового. В Казахстане никакой дотации для зеленого транспорта не предусмотрено. Не в счет и нулевая таможенная пошлина, машину ведь планируют собирать локально. Вот и получается, что 4-метровый электрокар вполне может стоить как хороший среднеразмерный кроссовер. Стоит ли овчинка выделки при отсутствии зарядной инфраструктуры? Но мы, пожалуй, не станем говорить, что нет.

Фишки

  • полностью электрическая тяга
  • водительский режим климат-контроля
  • система рекуперативного торможения

Масса электромобиля выросла на двести с лишним килограммов, что потребовало увеличения на один дюйм размера передних и задних тормозных дисков


Источник: kolesa.kz, 5 марта 2015 г.